Сравнение местных управленцев, вовсю «отпиаренных» на прошлой неделе средствами массовой информации благодаря скандальной суете с «возрождением власти» во вверенных им муниципальных районах, приводит к неутешительным выводам насчет обозримого будущего. Хотя они, эти выводы, вполне очевидны, ожидаемы и естественны: ведь замена пары запчастей вовсе не делает ржавый «Запорожец» новеньким «Мерседесом»

С одной стороны, правительство губернатора Николая Цуканова в последнее время демонстрирует некоторые успехи, в частности — в собственной кадровой политике. Следом за Алексеем Силановым, одним из наиболее авторитетных профессионалов в социальной сфере, корпус региональных вице-премьеров должен в самое ближайшее время пополниться еще одним сильным организатором, на сей раз — в области внутренней политики и выстраивания отношений со средствами массовой информации. Хотя на этот счет еще нет официальных комментариев, но, по крайней мере, основные новостные калининградские ресурсы рассказывают об этом как о фактически свершившемся факте. И абсолютно очевидно, что, поскольку успех любой управленческой деятельности основывается в первую очередь на правильно подобранных кадрах и верно выстроенном целеполагании, то последний призыв в правительство выглядит вполне позитивно.

Однако ни для кого не секрет и то, что в Калининградской области очень многое зависит от муниципальных администраций: на протяжении многих месяцев члены регионального правительства вкупе с губернатором очень убедительно рассказывали, к примеру, о том, что именно на муниципальном уровне было провалено выполнение Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2015 года. Насколько это соответствует действительности — вопрос дискуссионный, но предположим, что региональные управленцы, рассказывая о провалах в освоении средств по объектам ФЦП, были как никогда искренни. В таком случае получается, что какими бы профессионалами ни наполнялось правительство, кадровый провал на местном уровне, вызывающий публичные жалобы министров, обесценивает любые благие намерения по (как это написано в тексте ФЦП) «созданию условий для устойчивого социально-экономического развития Калининградской области, обеспечивающего достижение уровня жизни, сопоставимого с уровнем жизни сопредельных стран, а также формированию благоприятного инвестиционного климата в регионе для сближения Российской Федерации и государств — членов Европейского Союза».

Неплохой иллюстрацией к этому стали события в двух крупных муниципальных районах Калининградской области — Гвардейском и Багратионовском. В первом, как всем известно, в этом году случилась давно ожидаемая отставка непокорного Ивана Кавуна — главы района, избранного населением на прямых выборах, возглавлявшего местную исполнительную власть и с самого начала своей работы не нашедшего общего языка с действующим губернатором. Отставка сопровождалась отвратительными подробностями, то и дело всплывавшими в средствах массовой информации и вызывавшими отторжение у всех, кто интересовался ходом «политического процесса» в Гвардейском районе. Впрочем, система вполне тщательно и безучастно переварила сопротивлявшегося до последнего и пытавшегося судиться Ивана Кавуна, а шестеренки правительственного механизма вынесли на поверхность отправленного в отставку внутриполитического вице-премьера Александра Торбу. Все произошло с явного и публичного одобрения губернатора, на которое ссылался практически каждый из персонажей, участвовавших в смене районной власти.

В результате не прошло и ста дней с момента, когда Александр Торба принял дела «на самостоятельном участке работы», как граждане узнали из СМИ, что за недолгий период руководства таким сложнейшим и проблемным муниципалитетом, как Гвардейский район, новый начальник-профессионал, известный своей «региональной проходимостью», единственный не смог защитить программу конкретных дел на 2013 год в министерстве муниципального развития и внутренней политики Калининградской области, деятельность которого курировал ранее. Из сообщений Александра Торбы в социальных сетях выяснилось также, что в Гвардейском районе будет поднято движение КВН, а еще он «от души» израсходовал из районного резервного фонда 100 тыс. рублей на поощрение молодой семьи, в которой родились трое детей. Деньги в такой ситуации для молодых людей абсолютно нелишни, но позитивность новости несколько блекнет из-за размышлений о том, что бюджет Гвардейского района вряд ли переполнен от собственных доходов, а подобное стимулирование рождаемости выглядит довольно странно и иррационально для руководителя весьма дотационного муниципалитета. Но когда выясняется, что этой же молодой семье будет выделен федеральный и региональный материнский капитал, а кроме того — миллион рублей из областного бюджета, то подобная благотворительность на фоне бесчисленных проблем, относящихся к ведению районной власти, выглядит уже не просто безответственным, а скорее преступным транжирством.

 Венцом успехов на ниве муниципального управления Александра Торбы стал вырвавшийся в публичную плоскость конфликт с главой Гвардейского городского поселения Александром Бадером: СМИ с удовольствием процитировали все угрозы и обидные слова, сказанные районными чиновниками по поводу профессиональных качеств друг друга. Последнее откровение Торбы «городу и миру» один из популярных калининградских новостных порталов прокомментировал следующим образом: «Бывший вице-премьер по внутренней политике Александр Торба, сосланный за провальные результаты внутренней политики в Гвардейский район, продолжает винить в своих неудачах “потусторонние” силы».

В Багратионовском районе конфликт прозвучал гораздо громче. Нынешний номер «ТР» подробно разбирает причины и тайные пружины публичного выяснения отношений «на всю Ивановскую», произошедшего между местной властью, сплотившейся вокруг главы Багратионовского района Владимира Нескоромного, и депутатом Калининградской областной Думы Иваном Грибовым, руководившим парламентским антикоррупционным расследованием происходящего в муниципалитете. Особенность конфликта заключается в том, что обе его стороны принадлежат к партии власти — ВПП «Единая Россия». Точнее — принадлежали, поскольку руководство районной первички во главе с Олегом Иваниным в максимально скандальной форме изгнало Ивана Грибова из партийных рядов. За внутрипартийного разоблачителя коррупции Ивана Грибова вступилась фракция «Единой России» в областной Думе — и ситуация откровенно вышла из-под контроля: депутат Грибов постепенно становится фигурой федерального значения. Ну, как же — первый и, возможно, единственный единоросс-депутат регионального законодательного собрания, занявшийся системным изобличением коррупции и, что важно, доведший дело до конца. Поскольку окончательное решение об исключении/неисключении Ивана Грибова из партии будет принимать региональная организация «Единой России» и произойдет это не скоро, Калининградская область имеет все шансы в очередной раз перетряхнуть свое «грязное белье» на федеральных телеканалах, то есть — на глазах у всех телезрителей Российской Федерации, включая тех, что наблюдают за происходящим из Москвы, в частности — со Старой площади и из Белого дома.

При всем различии в обеих историях есть очень важное для понимания причин происходящего пересечение: при наличии эффективной системы управления «внутривертикальные» конфликты между подчиненными разрешаются на следующем уровне властной иерархии. И разрешаются подковерно, то есть без привлечения внимания «посторонних» к внутренним разборкам. В Калининградской области таким вышестоящим уровнем формально является «красный дом» на ДД,1. Однако, как видно из этих историй, происходящие конфликты моментально становятся достоянием гласности, выставляя губернатора в смешном виде перед его собственными начальниками из федерального центра, справедливо указывающими ему на неуправляемость местных князьков, значительную часть которых он привел к власти сам.

И поэтому нет ничего удивительного в информационных сливах из Москвы, намекающих на то, что фактически по пресловутой госпрограмме развития Калининградской области региону достанется в лучшем случае 50 млрд рублей из обозначенных в заявке 646 млрд. Это означает скорее не то, что калининградская мечта оказалась всего лишь «замком из песка», сколько то, что федеральный центр не готов давать реальные деньги в руки чиновников, склонных к театральщине, публичным сварам, а также прочему разброду и шатаниям. И действительно, когда районные менеджеры действуют так, словно постоянно находятся в состоянии аффекта, речь должна идти уже не об эффективности управления, а о профнепригодности или профессиональном выгорании. Впрочем, возможно, в региональном правительстве есть специалисты и на этот случай.

 По материалам газеты «Тридевятый регион»

О авторе: adminzrfm

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>