А.СОЛОМИН: Добрый день. В студии «Эха Москвы» — губернатор Калининградской области Николай Цуканов. Николай Николаевич, здравствуйте. 

Н.ЦУКАНОВ: Добрый день. 

А.СОЛОМИН: Эфир ведет Алексей Соломин. Рады приветствовать вас на Большой земле. Я не знаю, наверное, обидное для калининградцев выражение. Ну вот вы сегодня чувствуете себя островитянами такими? 

Н.ЦУКАНОВ: Вы знаете, сегодня федеральный центр все делает для того, чтобы мы не чувствовали себя оторванными от основной территории России. И социология как раз и подтверждает то, что сегодня жители Калининграда, все-таки, в большинстве своем (это более 95%) чувствуют себя россиянами и не чувствуют оторванности особой. Хотя, конечно же, есть и проблемы, проблемы, прежде всего, транспортной доступности– это отдельный вопрос, достаточно серьезный вопрос. 

А.СОЛОМИН: Мы обязательно о нем, конечно, поговорим. Прежде всего хотелось, наверное, с одного из самых больных вопросов в Калининградской области, вопрос виз со странами, которые находятся к Калининградской области даже ближе, чем Россия. Как-то решается это? Я знаю, что вы очень часто поднимаете эту тему. 

Н.ЦУКАНОВ: Вы знаете, для региона, конечно же, возможность передвигаться не только на территории РФ, но и на территории Евросоюза важна, потому что мы, действительно, находимся в анклаве и степень передвижения и мобильности – она достаточно высока. Является ли ограничением визы, если вы у меня спросили об этом? Я вам сказал, что на сегодняшний день фактически нет. Более 80% жителей Калининградской области визы эти имеют. Сегодня работа наших соседей консульств Польши, Литвы, Германии, Швеции, они позволяют калининградцам быстро получать визы. 

А.СОЛОМИН: То есть оперативно достаточно? 

Н.ЦУКАНОВ: Оперативно, это раз. Во-вторых, сегодня Россия сделала первый шаг к безвизовому въезду. На территории Калининградской области проводится эксперимент в рамках приграничного сотрудничества с Польшей. Поляки могут к нам ездить без визы, а это, напоминаю, Евросоюз уже, и мы в свою очередь, все жители Калининградской области можем в Польшу ездить без визы на 150-километровую зону. Ну, то есть это ограничена территория размерами Калининградской области со стороны Польши и на всю нашу территорию Калининградской области поляки могут приезжать уже без виз – это такой специальный документ. 

А.СОЛОМИН: То есть это обмен между приграничными совсем? 

Н.ЦУКАНОВ: Ну да. Но это 150 км, это достаточно большая территория. 

А.СОЛОМИН: И благодаря этим мерам, увеличился обмен? 

Н.ЦУКАНОВ: Поток увеличился, но мы понимаем прекрасно, что пока речь идет не о чистом туризме, а, все-таки, приграничной торговле. Но тем не менее, это первый шаг к безвизовому въезду. 

А.СОЛОМИН: А какая глобальная цель? 

Н.ЦУКАНОВ: Глобальная цель? Ну, следующим шагом я бы видел в качестве эксперимента провести на территории региона возможность получения визы на границе всем жителям Евросоюза. Это как эксперимент, как российская площадка экспериментальная мы бы могли бы себя предложить. Так работают страны, мы знаем, там, Турция, по-моему, Таиланд, Египет. Приезжает человек, визу получает прямо на границе, оплатив какие-то деньги. И так же с нашей стороны любой житель Калининградской области покупает визу на границе, допустим, Польши либо Литвы, европейскую визу. 
Вот мы сейчас обсуждаем этот вопрос с МИДом, пока позиции мы еще сверяем. Но я думаю, что в качестве эксперимента это следующий этап к безвизовому въезду. Потому что мы знаем позицию Евросоюза, причем мы знаем позицию Германии в этой части. Не так давно туда выезжал Владимир Владимирович, встречался с Меркель, она тоже сказала, что вопрос решается с безвизовым въездом, но он не такой быстрый, не так быстро будет решаться. Ну вот, может быть, по этапам и мы хотели бы как раз выступить экспериментальной площадкой. 

А.СОЛОМИН: Есть вариант, что Калининградская область может стать пилотным проектом. 

Н.ЦУКАНОВ: Мы обсуждаем. Я так бы смело не заявлял, но, по крайней мере, я такое предложение сделал и обсуждал его уже с руководством страны. Ну, сейчас необходимо с МИДом будет, все-таки, эти вещи тоже согласовывать. Я не вижу здесь каких-то особых проблем, но это был бы такой, еще один достаточно серьезный шаг к безвизовому въезду. 

А.СОЛОМИН: Вы приехали в Москву участвовать в днях Калининградской области в Совете Федерации и, соответственно, рассказать об области. Вот, какие приоритетные проекты, может быть, вы представили сенаторам? 

Н.ЦУКАНОВ: Ну, во-первых, мы приехали для того, чтобы рассказать о Калининградской области в целом. Наверняка, не все сенаторы были в Калининградской области. Я понимаю прекрасно, что каждый регион, который представляет себя в Совете Федерации или Государственной Думе, говорит о своей особенности. В своем докладе я остановился только на тех особенных проблемах, которые имеются только в Калининградской области. 

А.СОЛОМИН: Ну вот давайте поговорим о них. 

Н.ЦУКАНОВ: Ну, прежде всего, это транспортная доступность

А.СОЛОМИН: Я слышал, что уже первая компания, по-моему, ввела льготные тарифы на передвижение между Москвой и Калининградом. 

Н.ЦУКАНОВ: Нет, это уже 3-й год подряд правительство РФ субсидирует авиационный перелет для жителей. Год назад это было для жителей региона, а сейчас для всех жителей РФ. То есть выделены деньги порядка 500 миллионов рублей, и сегодня все авиакомпании, которые летают, могут продавать льготные билеты. Сейчас механизмы эти отлаживаются. Но, конечно, сумма должна быть… Хотелось бы, чтобы она была больше. Но хочу вам сказать, что в прошлом году даже половина этих средств не была израсходована, потому что некачественно работали операторы, которые продавали эти билеты. Сейчас мы регулируем с ними, пытаемся разобраться, почему они неохотно идут на получение этих средств государственных и не продают дешевые билеты. А так, конечно, это серьезная проблема. В пиковые месяцы билет в Калининград может доходить и до 50 тысяч рублей, эконом-класс. 

А.СОЛОМИН: Как на Камчатку. 

Н.ЦУКАНОВ: Да. 

А.СОЛОМИН: Но это помогло? Вот те меры, которые уже приняты, которые уже работают, помогли как-то увеличить пассажиропоток? Люди едут? 

Н.ЦУКАНОВ: Ну, это очевидно. Сегодня аэропорт Калининграда даже в таком состоянии, в каком он находится (вы знаете, там процедура банкротства только закончилась и сейчас ведется проектирование нового современного конкурса), он переваривает порядка миллиона 800 пассажиров в год. Это достаточно серьезная цифра. это сопоставимо с Казанью, допустим. 

А.СОЛОМИН: Это максимум? Или то, сколько приезжает? 

Н.ЦУКАНОВ: Нет, это перевалило, за прошлый год имеется в виду. В прошлом году через аэропорт проехало миллион 200. Ну, то есть мы видим, рост, как бы, очевиден. Сейчас мы поставили задачу, чтобы аэропорт мог переваливать до 5 миллионов пассажиров. 

А.СОЛОМИН: А когда вы планируете завершить реконструкцию? 

Н.ЦУКАНОВ: К концу 2014 года. Полоса будет завершена тоже где-то в середине 2015 года. Взлетно-посадочная полоса там тоже реконструируется. 

А.СОЛОМИН: В 2018 году вы принимаете какие-то из матчей Чемпионата мира, и к этому времени уже аэропорт будет способен принимать и гостей из-за рубежа? Ну, я имею в виду масштаб, массовость. 

Н.ЦУКАНОВ: Я понимаю. Нет, 2018-й год – это, конечно, определенный рубеж, очень важный для региона, те возможности, которые есть. Но аэропорт для нас – это дорога жизни. Поэтому мы настаиваем и говорим инвесторам, и говорим правительству РФ, нам нужен аэропорт как можно быстрее сегодня. Это дорога жизни, по которой движутся и люди, и судьбы, извините, да и товары в том числе. Поэтому аэропорт будет введен в эксплуатацию гораздо раньше. Я сказал, что к концу 2014 года инвестор закончит сам комплекс аэропортовый, а к середине 2015-го будут закончены работы по взлетно-посадочной полосе. Опять-таки, правительство РФ, президент поддержал выделение средств на реконструкцию взлетно-посадочной полосы после моего обращения к нему, и я уверен, что эти работы будут выполнены. 

А.СОЛОМИН: То есть вопреки многим проектам мы делаем не под какое-то спортивное соревнование, а задолго до и чтобы это работало уже. 

Н.ЦУКАНОВ: Ну, вы понимаете, для жителей Калининградской области, еще раз подчеркну, это единственная возможность перемещаться на основную территорию РФ без загранпаспорта. В чем ограничение Калининградской области? Единственный регион, где человек как только рождается, должен иметь загранпаспорт. Он не может переехать на машине, допустим, от Калининграда до Смоленска, потому что нужен загранпаспорт. Он не может на поезде проехать, потому что тоже должен быть загранпаспорт. И там виза должна быть, транзитная виза через Литву. Поэтому вот это одна из самых главных особенностей региона. Поэтому нам крайне важен и аэропорт, и транспорт в целом. Для нас транспорт – это развитие экономики. Я сейчас говорю не только про пассажирский транспорт – и железнодорожный транспорт, и грузовой транспорт. Это и порт, это, конечно же, ЖД-транспорт, грузовая перевалка грузов. 

А.СОЛОМИН: Вот по поводу развития сети железных дорог. Каковы перспективы? Потому что сейчас не действует, например, скоростной поезд и люди спрашивают, людям очень нужен такой формат передвижения. Что ясно сейчас, что будет делаться? 

Н.ЦУКАНОВ: Хочу вам сказать, что работа достаточно серьезная проделана правительством региона. Мы разговариваем и с РЖД, с Якуниным. Я неоднократно этот вопрос ставил перед высшим руководством страны. Но есть некоторые нюансы. Даже на эти цели РЖД готова выделить деньги, но вы понимаете, часть железной дороги, часть пути проходит по территории Литвы, сопредельного государства. И литовцы пока не очень согласны на то, чтобы РФ запустила скоростной поезд. Это, конечно, абсурд. Поезд идет 23 часа 1200 км. Причем, 2 раза ночью поднимают, вытряхивают все вещи. 

А.СОЛОМИН: На границе? 

Н.ЦУКАНОВ: Да. И будят людей. Конечно, это ненормально. Мы вот об этом как раз говорили. Но мы пошли по другому пути. Причем, еще раз подчеркну, что РЖД готовы модернизировать железную дорогу, допустим, до Смоленска. В свою очередь есть соглашение между Белоруссией и Россией, тоже свой участок белорусы готовы модернизировать. И там уже есть двустороннее соглашение между Белоруссией и Литвой о том, что они сделали скоростную дорогу между Минском и Вильнюсом. И останется тогда участок только Вильнюс-Калининград. И вот здесь мы уже просили, я в свою очередь разговаривал с делегацией Белоруссии о том, что они нас поддержали в переговорах с литовцами и в рамках Совета российско-литовского, сопредседателем которого я являюсь, и мы тоже будем обсуждать вопрос с литовской стороной. Конечно же, нам дорога железная нужна. Любая связь с основной территорией РФ – это не вопрос какой-то обыденности, это вопрос жизни. Жизни и связи с основной территорией РФ. 

А.СОЛОМИН: Насколько я знаю, с Литвой есть проблемы в переговорах не только по железным дорогам, но и, например, транзит газа – очень много было проблем с этим связано. Сейчас, вроде бы, Газпром договаривается. Не знаю, вот, что-то по этому поводу. Ведь, существуют какие-то проблемы с поставкой? 

Н.ЦУКАНОВ: Я бы не хотел обсуждать проблемы, существуют они с Литвой или нет, потому что это уровень межгосударственных отношений. Мы – субъект РФ. Но ограничения и риски, конечно же, есть. Мы должны понимать, что газопровод «Дружба», который проходит по территории Белоруссии и Литвы, который заходит в Калининградскую область, это всегда риски, когда по чужой территории проходит газопровод. Допустим, кто-то не договорился по цене ли газа, либо какие-то холодные условия и им нужно больше лимита газа они выбирают, и мы сидим на окончательном отрезке трубы. Для нас просто газа может не хватить, условно говоря. Ну, я так просто представляю. И это означает, что мы вынуждены переходить на мазут. Но мазут тоже идет по железной дороге, по территории Литвы, а те могут ввести некие ограничения. Ну, пока этого нет, хотя мы спорим о тарифах, о стоимости тарифов железнодорожных. Ну, хочу вам только цифру одну сказать. Стоимость газа в Смоленске и стоимость газа в Калининграде для промышленности отличается почти в 2 раза. Понимаете, да? И это напрямую отражается на стоимости тарифов ЖКХ. И вот хочу вам сказать, что в прошлом и позапрошлом… В прошлом году субсидировали нам стоимость газа, в прошлом году не поднимали цену на газ. Только в этом году цена поднялась. 

А.СОЛОМИН: Проблема ЖКХ – одна из самых основных вообще на федеральном уровне. Мы знаем недавние совещания Владимира Путина и по ветхому жилью с серьезной критикой, и до этого по ЖКХ, когда выяснилось, что в некоторых регионах на 200% взлетели те тарифы, по которым платят жители. В Калининграде какова ситуация? 

Н.ЦУКАНОВ: В этом году мы еще пока не поднимали тарифы. 

А.СОЛОМИН: В Калининградской области? 

Н.ЦУКАНОВ: Да. Мы в этом году пока не поднимали тарифы, они будут подняты летом, в июне-месяце. Но мы не будем нарушать действующий порядок, более 15%, там от 10 до 15 процентов дается возможность по некоторым тарифам поднимать и мы, безусловно, не будем повышать эти тарифы. Они у нас и так предельно высоки. Понимаете, вся транспортная составляющая, газ дорогой – это все отражается на стоимости тарифа. Конечно, люди не смогут платить за эти услуги просто. Поэтому наша задача – как можно больше помочь социально незащищенным слоям (на эти цели мы выделяем для субсидий, для оплаты услуг ЖКХ достаточно серьезные деньги – это правительство области выделяет) и расширили круг возможных получателей этих субсидий. То есть мы стараемся поддержать жителей. 
Но вторая проблема – это сети. Там же есть сети, которые были построены еще до войны. Таких сетей порядка 40%, даже 45%. И, конечно, сейчас правительство области ведет активную работу в части изготовления проектно-сметной документации и строительства сетей. Потери в сетях составляют до 60% в некоторых городах, в некоторых муниципалитетах. Это и вода, это и тепло, тепловые сети. Отсутствовали полностью в регионе очистные сооружения. Сегодня эта программа при поддержке федерального центра активно ведется, сегодня мы строим практически в каждом городе очистные сооружения. А их не было – все выбрасывалось в реки, водоемы и в море соответственно. А сейчас у нас заканчиваются очистные сооружения в Калининграде, крупных городах Советске, Балтийске, в Гусеве, строятся в Черняховске. Ну, то есть сейчас мы понимаем, что экология – это напрямую отражается на здоровье. И если мы будем загрязнять водоемы, завтра нам придется пить эту воду либо ее очищать. Вот этой работой мы занимаемся. 
Но хочу вам сказать, что и жилье у нас порядка 50% довоенной постройки. И сегодня те программы, которые мы сами разрабатываем региональные, они, конечно, эффективны, но средств недостаточно. Допустим, мы смогли выделить 500 миллионов рублей. Вот, так называемый закон 185-й, который у нас был, который давал возможность жителям, вкладывая 5%, независимо от формы собственности жилья, отремонтировать полностью свой дом. Мы 500 миллионов рублей региональных средств в этом году выделили. Конечно, мы отремонтировали в городе Калининграде часть жилья и будем продолжать, и наращивать эти суммы. Но рассчитываем, все-таки, на то, что, все-таки, будет поддержка из федерального бюджета, потому что это очень важный социальный проект. 

А.СОЛОМИН: Чтобы закрыть тему перспективы Чемпионата мира по футболу… 

Н.ЦУКАНОВ: Зачем же ее закрывать? Она только начинается, эта тема. 

А.СОЛОМИН: Ну, у нас просто не так много времени, а тем-то много интересных. Стадион будет построен в Калининграде, насколько я знаю, и недавно в Каннах вы представляли этот проект. Есть ли понимание, во сколько этот стадион обойдется? И что с контролем средств? Потому что сейчас очень много историй, когда и на спортивные стройки, и не на спортивные стройки, на международные объекты выделяются большие деньги, потом смета увеличивается, потом выясняется, что кто-то нехорошо себя повел и начинаются уголовные дела. Вот, контроль и масштаб? 

Н.ЦУКАНОВ: Сейчас ведется проектирование стадиона. Закончились геолого-разведывательные работы, геологию сделали, посмотрели, что в этом месте строить можно, никаких ограничений нет. Во-вторых, мы сейчас имеем параметры, эти параметры нам обозначило правительство РФ. Стадион не должен стоить больше стоимости стадиона в Казани. Ну, там наверняка будет выведена цифра, но я так слышал, что это порядка от 9 до 12 или 13 миллиардов рублей. Будем строить стадион. В эти параметры мы в любом случае впишемся. У нас будет один из самых современных стадионов, потому что мы не стали идти по сложному пути, мы поехали к полякам, которые только провели Чемпионат Европы, посмотрели, как они строили, сколько у них стоит. Мы поехали к немцам в Германию, которые тоже только-только там построили такие же аналогичные объекты. Они достаточно изящны. Хотя есть разные строительные СНиПы и требования европейские и российские, но, тем не менее, мы привлекли специалистов на субподряд на проектирование (тех же немцев в том числе). И на строительство, когда мы будем строить, когда проведем конкурс, мы тоже постараемся привлекать компании, которые имеют европейский опыт, ну и, соответственно, я рассчитываю, что это будут и другие деньги стоимости стадиона. 
А по поводу контроля, он должен быть жесткий. Я в своем послании, которое я делал Областной Думе буквально на прошлой неделе я четко сказал, что вопрос контроля должен быть поставлен на самом высоком уровне. В оргкомитет по Чемпионату мира я включил специально сотрудников правоохранительных органов, чтобы они там контролировали на каждом этапе. На стадии проектирования за той компанией, которая проектирует, мы еще пригласили одну компанию, которая проверяет, причем компанию-конкурента, правильность проектирования и не закладывают ли они туда дополнительные деньги. Ведь, мы должны понимать: сейчас воруют не на стройке, сейчас есть риски именно на стадии проектирования. Там закладывается, как правило, та маржа. У нас старые СНиПы достаточно, они дают большой люфт для проектировщиков. 
Вот, допустим, в Германии там несет ответственность всю полностью проектировщик. Причем, если государство проводит конкурс государственный и цена снизилась более, чем на 5%, там конкурс аннулируется и идет разбирательство судебное, и несет ответственность вплоть до уголовной именно проектировщик. Причем, дальше на этапе строительства тоже несет проектировщик. А у нас, к сожалению, размыта ответственность, и потом с подрядчика не спросишь, потом с проектировщика еще. Ни один проектировщик не сел в тюрьму у нас, к сожалению, в стране. А требовать как раз ответственность нужно с них. Вот это нужно менять, конечно, такое. 

А.СОЛОМИН: Ну, наконец, подобрались к янтарю. Насколько я понимаю, в Калининградской области самые большие запасы этого продукта в мире. Если я не ошибаюсь, там около 90% известных, да? 

Н.ЦУКАНОВ: Разведанных. 90% разведанных запасов янтаря находится в Калининградской области, да. 

А.СОЛОМИН: Что получает Калининградская область и, может быть, РФ от такого преимущества Калининградской области? 

Н.ЦУКАНОВ: Нужно понимать, что, может быть, для экономики страны не большие деньги, которые могли бы получать и российский бюджет, и бюджет Калининградской области, но для нашего региона это еще один такой экономический шанс в свете 2016 года, который даст нам возможность получать и налоги, и создать новые рабочие места. 
Мы сегодня оцениваем рынок изделий (это такая примерная оценка экспертов – они проехали Сингапур, Китай, Польшу, Литву), рынок изделий с использованием янтаря составляет около миллиарда долларов, кто-то дает миллиард евро в год. Сегодня бюджет РФ и бюджет Калининградской области вместе взятые получают меньше 200 миллионов рублей. Всего-навсего. Налогов. 

А.СОЛОМИН: Но люди покупают и в других странах покупают примерно на миллиард? 

Н.ЦУКАНОВ: Но беда в том, что у нас янтарь перерабатывается на территории РФ, на территории регионов в ничтожных объемах. Это все, в основном, сырье берется, вывозится в Литву какой-то компанией-посредником от янтарного комбината. Причем, это удивительная схема такая. Это комбинат государственный, и им управляет Министерство финансов, они ставят этого менеджера, а менеджер продает посреднику. Посредник продает в Литву. Но разница в цене там, в Литве – она значительная. И, к сожалению, даже от сырья мы недополучаем деньги. А потом этот посредник еще идет за возвратом НДСа, так как он экспортную операцию сделал. Но здесь сейчас есть поручение президента. Это впервые такие беспрецедентные меры в части наведения порядка были сделаны президентом. Есть поручение правоохранительным структурам, есть уже изменения в законодательство об административной ответственности с изъятием орудия нелегальной добычи. Сейчас ведутся уголовные дела по возврату НДС. Ну, то есть сегодня есть все предпосылки, что там будет наведен порядок. Но самое главное другое – как сделать так, чтобы янтарь перерабатывался у нас. И вот здесь есть, опять-таки, то же самое поручение Игоря Ивановича Шувалова и мне как губернатору разработать стратегию развития янтарной отрасли. 4 основных показателя. Сделать свободную продажу сырья, а это биржа либо аукцион. Ограничить вывоз сырья полудрагоценных фракций заградительными пошлинами, чтобы оно осталось на территории региона. Развивать обучение мастеров – этим мы уже занимаемся, мы в прошлом году выпустили 30 человек на базе нашего колледжа и в этом году еще подготовим 30. Дальше убрать все таможенные ограничения на вывоз изделий с территории Калининградской области за пределы, потому что они есть, они мешают сегодня развиваться рынкам. И я уверен, что через 1,5-2 года мы вот эти цифры, которые мы называли, там, порядка 15 тысяч человек работают в Литве и в Польше на переработке янтаря, мы сможем их получить в регионе. И налоги вернутся в бюджет РФ и Калининградской области, ну и самое главное, мы по праву бренд, который принадлежит стране, вернем нам, потому что сегодня приезжайте в любую страну мира, спросите, где добывается янтарь, они вам скажут «В Польше» либо «В Литве». Они даже не понимают, что янтарь добывается, 90% именно в Калининграде. Все, что они носят на себе украшения, это именно калининградский янтарь. 
И вот за это было стыдно, и мы поэтому 1,5 года бились за это, доказывали, аргументировали. 

А.СОЛОМИН: Понятно. Спасибо большое. Губернатор Калининградской области Николай Цуканов в эфире «Эха Москвы». Алексей Соломин провел этот эфир. Удачи вам. Будем за вами следить и к вам приезжать, смотреть. 

Н.ЦУКАНОВ: Спасибо. 

А.СОЛОМИН: Спасибо. 

По материалам сайта «Эхо Москвы»

О авторе: adminzrfm

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>