Николай Цуканов (губернатор Калининградской области) и Александр Ярошук (мэр Калининграда)

Минрегион опубликовал проект среднесрочной программы развития Калининградской области (ФЦП по развитию Калининградской области на 2014-2020 гг).

Львиная доля расходов по реализации программы предполагается привлечь из внебюджетных источников.

Насколько программа реальна и возможна, покажет время.

Целью Программы является – на базе имеющегося природно-географического и эволюционного потенциала добиться превращения Калининградской области в мощный центр российского и европейского развития и на этой основе выйти на европейский уровень жизни населения при сохранении российской духовности и самобытности.

 Пока рассмотрим возможность реализации трех наиболее амбициозных проектов, по сути ключевых в предложенной Минрегионом программе – строительство Балтийской АЭС, автокластера и проведение ЧМ 2018 года. Минрегионом в проект программы включено пять ключевых инвестиционных проектов кластер автомобильных производств, янтарный кластер, судостроительный кластер, биохимический кластер и Балтийская атомная электростанция.

 В результате реализации Программы на территории области будет создано более 66,6 тыс. новых высокооплачиваемых рабочих мест, а с учетом интенсивного развития экономики и мультипликативного эффекта ожидается создание более 170 тыс. рабочих мест.

На данный момент на территории Калининградской области занято в экономике 485 тысяч человек. Предполагается рост числа рабочих мест более чем на треть к 2020 году.

Общий объем финансовых ресурсов для реализации Программы в период с 2014 по 2020 год составляет  718 856,68 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:
– федеральный бюджет – 234 631,00 млн. рублей (32,6%);
– консолидированный бюджет Калининградской области – 15 654,57 млн. рублей (2,3%);
– внебюджетные источники – 468 571,11 млн. рублей (65,1%).

На реализации трех рассматриваемых нами проектов проходится порядка 60% финансовых расходов Программы. 

 Разработчиками программы рассматриваются в проекте и возможные риски.

«Анализ факторов, снижающих вероятность полной реализации целевой программы путем достижения поставленной цели и решения задач, определяет необходимость рассмотрения и своевременной нейтрализации следующих рисков:
– риска обеспечения финансирования целевой программы в запланированных объемах; )
– риска некачественного управления (возникновения сбоев) при реализации целевой программы;
– институционального риска;
– риска низкой мотивации;
– риска возникновения обстоятельств непреодолимой силы;
– других рисков».

 По мнению авторов проекта программы, наиболее серьезным риском для нашего региона, является институциональный.
«Институциональный риск – вероятность того, что целевая программа не будет выполнена в полном объеме по причине задержек с формированием и развитием ряда ключевых программных мероприятий. Качественная оценка данного риска – риск средний. При этом данный риск является критическим для реализации целевой программы. Ответственность за минимизацию данного вида рисков путем формирования и оптимизации отдельных программных мероприятий полностью лежит на Министерстве регионального развития Российской Федерации».

 Приводится анализ и других рисков, большинство из которых имеет прямое отношение к профессиональным качествам руководящих органов Калининградской области и отсутствие должного контроля за расходованием выделяемых средств.

 

Начнем с Балтийской АЭС

В проекте среднесрочной программы развития Калининградской области до 2020 года предполагается, что Балтийская АЭС будет построена до 2020 года. Основные расходы на строительства атомной станции составят 256,5 млрд. руб. и должны будут покрываться за счет внебюджетных источников.

Из федерального бюджета потратят на создание условий строительства и ввода в эксплуатацию Балтийской АЭС в общей сложности 8, 1 млрд. руб., из  них в 2019 году — 3,9 млрд. руб., и в 2020 году -  4,1 млрд. руб., еще 508 млн. руб.  придется изыскать из областного и муниципальных бюджетов.

Планируется, что в период с 2016 по 2018 годы будет вестись самая активная фаза строительства и на нее будет потрачено 2/3 от общей суммы расходов на строительство Балтийской АЭС:
В 2013 г  — потратят 8 млрд. руб.
В 2014 г- потратят 6 млрд. руб.
В 2015 г- потратят 43,17 млрд. руб.
В 2016 г- потратят 53,83 млрд. руб.
В 2017 г- потратят 75,44 млрд. руб.
В 2018 г- потратят 57,42 млрд. руб.
В 2019 г- потратят 20,16 млрд. руб.
В 2020 г- потратят 0,497 млрд. руб.

В проекте среднесрочной программы развития Калининградской области, планируется в энергетическом комплексе региона построить 4 воздушных линий электропередачи (видимо речь идет о тех, что предполагают экспорт электроэнергии в Литву), 1 кабельной линии электропередач, и 5 подстанций, а также реконструкцию 1 объекта электросетевого хозяйства, реализация программных мероприятий позволит обеспечить выдачу мощности от Балтийской АЭС в энергосистему Калининградской области и за рубеж. Более подробно о возможном строительстве Балтийской АЭС можно прочитать в посвященной этой теме статье.

 

Автокластер

В проекте ФЦП развития Калининградской области с 2014 по 2020 год приводится размер расходов на строительство автокластера, заводов по производству автомобилей и жилья (проект «Автотора»).

Большая часть расходов вновь предстоит привлечь из внебюджетных источников.

Расходы на создание автокластера в 2013 году составят 9,5 млрд рублей (общая сумма расходов на реализацию проекта 99,6 млрд руб), в 2014 — 27,2 млрд руб. и в 2015 — 24,8.
Строительство заводов в 2013 году обойдется в 6,3 млрд руб. (общая сумма расходов на реализацию проекта 77,7 млрд руб.), в 2014 г- 24,2 млрд руб., в 2015 г- 21, 7.
На строительство жилья, планируется, что в 2013 году будет потрачено — 3,1 млрд руб. (общая сумма расходов на проект 21,8 млрд руб.), в 2014 г- 3,1 млрд руб.,2015 г- 3,1, и так по 3,1 млрд руб.  и так каждый год до 2020 года.
На проектирование и строительство инженерной и социальной инфраструктуры автомобилестроительного кластера из федерального бюджета планируется потратить 15,3 млрд руб. до 2020 года. Самая большая сумма будет выделена в 2016 и 2017 годах – по 4,5 и 5,4 млрд руб. соответственно, из бюджета Калининградской области и муниципальных образований предполагается потратить 746 млн руб.

 Как это соотносится с проблемой отмены закона об особой экономической зоной в 2016 и нахождением России в ВТО не понятно, учитывая, что сами разработчики Программы предполагают снижение производства, отставание экономики региона от среднероссийской и повышение ставок импортных пошлин.

 Выдержки из Программы:

«В Калининградской области не сложились конкурентоспособные кластеры, представляющие интерес в масштабе Балтийского региона и Европейского Союза. Преобладающая ориентация продукции Калининградской области на российские рынки (рыбная и пищевая промышленность, мебельное производство, сборка автомобилей и бытовой техники) в значительной степени зависит от имеющихся таможенных и налоговых преференций и, соответственно, условно конкурентоспособна».

«Отмена положений переходного периода приведет к прекращению деятельности большинства организаций Калининградской области, работающих в пищевой промышленности, производстве табачных изделий, производстве напитков, текстильном и швейном производстве, издательской и полиграфической деятельности, производстве электрооборудования, производстве транспортных средств, производстве мебели. Кроме того, под угрозой окажется часть организаций, работающих в сфере оптовой торговли, логистическом и транспортном комплексах Калининградской области».

 «Значительное отставание экономики Калининградской области от среднероссийской, а также от экономик сопредельных стран может усилиться в условиях членства России в ВТО».

 «Основные потери могут возникнуть у участников режима промышленной сборки после 1 июля 2018 года в случае повышения ставок импортных пошлин в связи с приведением их в соответствие с правилами ВТО».

 Так что возникают некоторые сомнения реальности создания автокластера на территории Калининградской области, и пожалуй все ограничиться осваиванием выделенных из бюджета средств, и строительство нового жилья.

 

ЧМ 2018 года

Примерная сумма затрачиваемая из федерального бюджета на проведение ЧМ 2018 года в Калининградской области составляет 33,5 млрд руб. из областного и муниципальных бюджетов 2,2 млрд руб.

Расходы по годам:
В 2014 г- 3,1 млрд руб.
В 2015 г- 5,8 млрд руб.
В 2016 г- 15,03 млрд руб.
В 2017 г- 10,8 млрд руб.

 Из спортивной инфраструктуры чемпионата необходимо построить стадион мирового стандарта, оснащенный современными техническими средствами и отвечающий всем требованиям ФИФА, а также тренировочные поля и базы.

На этапе подготовки российской заявочной книги экспертами ФИФА, прибывшими в Калининградскую область, было рекомендовано строительство Центрального стадиона на острове Октябрьский в центре Калининграда. При организации и осуществлении предпроектных проработок по вопросу развития территории острова Октябрьский в связи с подготовкой к Чемпионату мира по футболу 2018 года за основу была принята концепция формирования вокруг стадиона нового современного городского микрорайона.

В соответствии с Программой подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу в Калининградской области реализуется 25 мероприятий из 271 мероприятия, в том числе 7 из 110 мероприятий по развитию спортивной инфраструктуры, 9 из 63 мероприятий по развитию инфраструктуры размещения, 3 из 33 мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры, 2 из 15 мероприятий по развитию инфраструктуры здравоохранения, 2 из 14 мероприятий по развитию электросетевой инфраструктуры, и ни одного из 28 мероприятий по развитию коммунальной инфраструктуры. Не предусмотрены средства на инженерную подготовку территории к строительству спортивных  и необходимых инфраструктурных объектов в г. Калининграде, не учтена необходимость отсыпки и дренирования территории.

 Разработчики программы высказывают последствия возможного отказа в проведение игр ЧМ 2018 в Калининграде. Наличие подобного замечания не с проста было добавлено в проект ФЦП, это предупреждение региональным властям. 

Российская Федерация взяла на себя безусловное обязательство обеспечить организацию мирового футбольного первенства и исполнение всех требований ФИФА. Несвоевременное начало подготовки к предстоящему Чемпионату мира по футболу 2018 года повлечёт за собой срыв добровольно взятых обязательств, снижение качества подготовки и проведения мероприятия. В худшем варианте развития событий, возможен полный отказ от проведения на территории Калининградской области серии матчей Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Следствием этого будет недополучение возможных прибылей, снижение возможностей проведения подобных мероприятий на территории страны в дальнейшем, а также ухудшение имиджа региона и России в целом.

Напоследок фраза из Программы, заставившая меня в очередной раз сомневаться в реализации задуманного, за исключением проведение игр ЧМ 2018 года:

«Россия готова обеспечить этот регион доступными энергоресурсами и сделать область общеевропейским центром автомобильной, судостроительной, алюминиевой, янтарной, пищевой промышленности, производства сельскохозяйственной продукции и оказания туристско-рекреационных услуг».

О авторе: adminzrfm

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>