Обвиняется в отмене
 
Не успел еще закончиться чемпионат мира по футболу, как местную общественность в очередной раз встряхнули слухи о возможном исключении Калининграда из списка городов — участников ЧМ-2018
 
Справедливости ради надо сказать, что разного рода инсинуации на тему возможного вылета Калининграда из списка российских городов, получивших право принимать игры мирового чемпионата, возникают с тех самых пор, как Калининград в этот список попал, однако на этот раз ситуация кажется гораздо серьезнее.
 
Началось все с того, что президент ФИФА Йозеф Блаттер заявил о намерении федерации сократить число российских стадионов, завербованных для ЧМ-2018, с двенадцати до десяти. По его словам, важно учитывать, как используется инфраструктура чемпионата после его проведения. В качестве примера Блаттер привел ЮАР, где после мундиаля в 2010 году три чисто футбольных стадиона никак не используются. При этом глава ФИФА подчеркнул, что Россия — футбольная страна, так что, вполне возможно, мы сможем избежать подобных проблем. Окончательное решение вопроса Йозеф Блаттер отложил на сентябрь этого года, когда в Россию приедет специальная делегация ФИФА.
 
Новость буквально взорвала калининградский интернет — ни для кого не секрет, что именно в нашем регионе возникли серьезные проблемы с подготовкой, и неудивительно, что Калининград явно оказался одним из первых кандидатов на вылет. Впрочем, в этот же день пресс-служба футбольной федерации сообщила, что изменений в составе и количестве городов, которые примут матчи чемпионата мира по футболу 2018 года в России, на данном этапе не планируется, а замечания президента Блаттера носили «общий характер», а не были конкретной программой действий. Со своей стороны министр спорта Виталий Мутко отметил, что таким образом в ФИФА хотят оградить себя от лишних проблем, сократив количество стадионов, за строительством которых необходимо следить, и вслед за Блаттером пообещал, что окончательное решение будет принято осенью, тем самым косвенно подтвердив серьезность намерений федерации футбола.
Николай Цуканов, губернатор Калининградской области, проверяет ход работ по строительству стадиона
 
Не успели утихнуть страсти, как об этой же возможности заговорила газета «КоммерсантЪ». Ссылаясь на неназванный источник в правительстве РФ, издание отметило, что из программы подготовки к чемпионату мира могут выбыть арены в Калининграде, Екатеринбурге и Волгограде, и если в последнем случае слишком больших вложений требуют транспортная и гостиничная инфраструктуры города, то Калининград не укладывается в бюджет с самого начала. Речь идет о стадионе на острове Октябрьском, строительство которого из-за сложности проекта может стоить гораздо больше 15 млрд рублей — крайней суммы, заявленной федеральным правительством в качестве предельного максимума стоимости работ.
 
При этом никакой официальной информации о возможном исключении Калининграда из программы подготовки к ЧМ-2018 пока нет — по крайней мере, губернатор Николай Цуканов ей не владеет. По словам главы региона, сейчас документы на стадион готовятся к прохождению государственной экспертизы. Согласно им, стоимость спортивной арены составит 15,2 млрд рублей, так что Калининград, пусть и со скрипом, но уложится в бюджет. Кроме того, возможность исключения города и списка принимающих ЧМ-2018 не обсуждалась и на недавнем совещании под руководством министра спорта Виталия Мутко, но и это еще ничего не значит. В целом же ситуация выглядит крайне запутанной и неоднозначной, и для постановки всех точек над i придется ждать сентября.
 
Интересно, что буквально несколько месяцев назад именно Мутко обещал построить в Калининграде новый стадион — «несмотря на все сложности». Об этом же говорили мэр города Александр Ярощук, вице-премьер Александр Рольбинов, губернатор Калининградской области Николай Цуканов и далее по списку. При этом уже в марте Виталий Мутко выражал свою обеспокоенность сроками выполнения проектировки стадионов, которые будут задействованы в мундиале: оказалось, что во многих городах документы до сих пор не готовы. Тогда в список аутсайдеров попал и в Калининград. Фирма, занимавшаяся разработкой проектной документации — омское предприятие «Мостовик» — еще прошлой осенью заявила о том, что проект находится в завершающей стадии и вот-вот должен поступить на государственную экспертизу. При этом компания особо не скрывала своего желания лично заняться строительными работами — в конце концов, такая возможность откусить от пирога федеральных инвестиций выпадает не каждый день. Однако в реальной жизни, а не в мечтах владельцев фирмы все сложилось иначе: сначала «Мостовику» не удалось заполучить подготовительный этап строительства, а затем право возвести стадион перешло к Crocus Group, генеральному подрядчику строительства объектов Дальневосточного федерального университета на острове Русском в Приморском крае, известном как место проведения саммита АТЭС в 2012 году.
 
Видимо, эта новость стала последней каплей для пусть и получившего солидный куш за разработку плана стадиона, но пролетевшего по всем остальным статьям «Мостовика»: в начале апреля компания подала в арбитражный суд Омской области заявление о банкротстве. Впрочем, подобного развития событий стоило ожидать: еще в феврале счета фирмы были заблокированы в связи с невозможностью «Мостовика» вовремя обслуживать кредитные договоры с банками. По разным данным, общая задолженность омичей составляет 35–40 млрд рублей, причем одним из «искателей правды» выступает сочинский муниципалитет, пытающийся через суд взыскать с компании «Мостовик», которая занималась строительством олимпийских объектов, задолженность за нарушение сроков выполнения работ. Интересно, что в декабре 2013 года предприятие, уже стоявшее на грани финансового краха, умудрилось выиграть тендер на проектирование Восточной эстакады — еще одного крупного инфраструктурного объекта, имеющего непосредственное отношение к ЧМ-2018, судьба которого по сей день остается неясной.
 
Естественно, что областные власти в лице вице-премьера Рольбинова начали усиленно делать вид, что ничего страшного и не произошло: мол, проектно-сметная документация находится в высокой стадии готовности, время еще есть, волноваться не стоит. Так, советник губернатора Павел Саркисов рассказал журналистам, что областные власти и руководство компании проводят встречи, на которых пытаются определить будущую схему работ над проектом стадиона. В конечном итоге документацию, хоть с грехом пополам, но закончили, однако пройдет ли она государственную экспертизу? А что тем временем происходит непосредственно на месте будущего стадиона? Бог его знает. Подготовительный этап работ завершился весной, но начать непосредственное возведение спортивной арены без одобрения вышестоящих инстанций, да еще при условии, что Калининград вовсе может лишиться права проведения игр ЧМ-2018, вряд ли возможно.
 
Стоит ли удивляться тому, что подготовка к ЧМ-2018 идет по накатанному российскому сценарию — медленно, дорого и неэффективно? Наверное, не стоит. Найдутся и те, кто скажет, что Калининграду чемпионат не нужен вовсе — зачем лишний раз позориться? Увы, так просто от него отказаться уже не получится: за два года фактически вся программа развития Калининградской области оказалась завязана на подготовку к спортивному празднику. В апреле этого года приказом премьер-министра России Дмитрия Медведева государственная программа развития региона до 2020 года была сокращена в семь раз — с 446 до 63 млрд рублей, суммы, фактически сопоставимой с деньгами, которые будут (будут ли?) направлены на преображение города к 2018 году. Лишившись их, Калининград параллельно потеряет шанс на реализацию множества действительно необходимых социально-экономических реформ.
 
Вот и в недавней беседе с журналистами губернатор Николай Цуканов не только назвал Калининград самым красивым городом России, но и пообещал, что через пять лет столица янтарного края будет выглядеть совершенно по-другому, а именно — как современный европейский город, в который будут мечтать попасть многие российские жители. Только на прошлой неделе мы писали о том, что агентство Калининградской области по подготовке к чемпионату мира по футболу 2018 года утвердило предварительный протокольный маршрут всех въездных и центральных улиц, по которым болельщики будут добираться до места проведения матчей и возвращаться в места проживания. Именно эти улицы должны стать более современной и хитрой версией потемкинских деревень: фасады домов по пути следования маршрута отремонтируют, дороги и тротуары восстановят, а еще обустроят навигацию. Кроме того, к 2018 году в городе должны быть отремонтированы все основные магистрали, построено несколько новых мостов — не говоря уже о новых спортивных площадках, гостиницах и т.д.
 
А еще в рамках подготовки к чемпионату мира обещали модернизировать транспортную систему города — пожалуй, самую болезненную часть современной жизни областного центра. О многолетних потугах разработать новую транспортную схему мы писали уже не раз, однако даже самая эффективная, простая и удобная программа реформ будет бессмысленна без федерального финансирования: на то, чтобы привести транспортную систему города в относительный порядок, понадобится не один миллиард рублей.
 
Тем временем Дмитрий Медведев не спешит облегчать жизнь российских регионов: в понедельник он подписал постановление, запрещающее госзакупки автомобилей и техники иностранного производства (включая общественный транспорт). Для Калининграда с его нестандартной трамвайной колеей документ фактически означает едва ли не смертельный приговор развитию электрического транспорта. О том, что городу необходимо обновить трамвайный парк, говорят уже несколько лет, однако пока что единственной ласточкой грядущего пополнения трамвайного семейства стал состав польской компании PESA, купленный еще два года назад за 1,3 млн евро. С тех пор городские власти несколько раз объявляли о том, что идут переговоры с заводами в Польше, Белоруссии, Хорватии и Чехии, однако до сих пор ни одной подписи так и не было поставлено. О возможности заключить договор с польской стороной не так давно говорил Александр Ярошук — но такой вариант, судя по всему, теперь исключен.
 
Александр Ярошук, мэр Калининграда
 
Возможно, что заменой иностранным составам выступит трамвай Russia one, недавно представленный в Екатеринбурге на международной выставке промышленности и инноваций «Иннопром-2014» и заслуживший множество положительных отзывов за дизайн и функциональность. Предварительная стоимость одного состава — около 1 млн евро: много по российским меркам, но меньше цены европейских аналогов. Первые такие трамваи должны появиться в Екатеринбурге — «Уралвагонзавод», разработавший Russia one, очень надеется на то, что подобные составы станут отличительной чертой городов — участников чемпионата мира по футболу. Останется ли Калининград в этом списке? Узнаем уже в сентябре.
 

О авторе: adminzrfm

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>