Александр Пятикоп: «Пока не поздно… »

 Интрига с проведением игр группового турнира чемпионата мира по футболу в Калининградской области стала основной темой прошедшего лета. Так состоится или нет один из этапов ЧМ-2018 в Калининграде? Об этом спорят, это обсуждают, вокруг этой темы плетутся интриги и ходит масса слухов.

 

Сегодня мы попросили ответить на вопросы депутата городского Совета, заместителя председателя комитета по бюджету, финансам, экономической политике и муниципальной собственности Александра Пятикопа.

 Именно Александр Иванович еще несколько лет назад первым из публичных политиков области обратил внимание на проблемы, связанные с подготовкой проведения в Калининграде этапа ЧМ-2018 по футболу, на неразумность размещения нового стадиона в самом центре Калининграда на острове Октябрьском, да еще и на болоте.

 — Итак, Александр Иванович, напомните нашим читателям: с чего все начиналось?

 — Эта история начиналась в бытность губернатором Георгия Валентиновича Бооса. Человек энергичный, владеющий информацией из первых рук, предварительно договорившись в Москве, он быстро подготовил пакет документов для заявочной книги России в ФИФА.

 Напомню, что в ту пору у нас были в моде гигантские стройки с многомиллиардными бюджетами.

 Общественность, политики и предприниматели идею проведения в Калининграде этапа чемпионата мира по футболу 2018 года без всяких сомнений поддержали, справедливо полагая, что таким образом будет дан мощнейший толчок развитию города и региона в целом. Тем более что еще живы были в памяти события, связанные с выделением федеральных средств на проведение 750-летия Калининграда.

 Георгия Бооса посредством мандариновой революции от руководства областью отстранили, а вот идеи его продолжали жить и даже реализовываться.

 Далее стоит вспомнить слезы радости на глазах нового губернатора Николая Цуканова и главы города Александра Ярошука, показанных в прямом эфире на всю страну, когда Калининград был утвержден в числе городов, где будет проходить ЧМ-2018…

 — А что было дальше?

 — Дальше медовый месяц закончился — и началась реальная жизнь.

 В течение двух лет нарастало отрезвление и приходило понимание, что не все так просто. Первыми забили тревогу профессионалы-строители, почетные граждане города: Михаил Павлович Нетреба, Александр Григорьевич Ильин, Александр Степанович Матвеев.

 Они имели предметный опыт соприкосновения с территорией острова и пришли к нам в городской Совет. В то время я в статусе заместителя председателя горсовета возглавлял комиссию по землепользованию и ЖКХ.

 Мы провели круглые столы экспертов — и уже первые заседания ошеломили всех сложностью стоящих перед строителями стадиона задач.

 Их было и остается три:

 — экологические последствия для острова и всего города;

 — временной фактор (надо успеть в сжатые сроки);

 — объем финансовых ресурсов, необходимых для выполнения этой задачи

 Совещания экспертных групп вылилось в заседание Общественной палаты Калининградской области с приглашением более широкого круга специалистов (в том числе — представителя футбольной общественности, президента калининградской федерации Дмитрия Чепеля).

 В выводы докладчиков трудно было поверить: последствия для экологии города никто не мог просчитать. Исследование особенности грунтов привело к неутешительным выводам. Представитель проектной организации «Лентисиз-Калининград» Любовь Роголь утверждала, что длина свай должна быть от 30 до 50 метров. Однако специалист из института физики Земли (Москва), выполнявшего работы по БАЭС, заявил, что в различных местах она будет колебаться от 60 до 110 метров. Жару добавило выступления руководителя регионального центра по ценообразованию в строительстве Татьяны Зыковой, которая привела и аргументировала примерные (укрупненные) показатели стоимости реализации проекта — от 45 млрд рублей в ценах 2011 года. Кстати, сегодня эксперты считают, что вся инфраструктура обойдется в 80 млрд рублей.

 По итогам заседания губернатору и главе города было направлено обращение с предложением рассмотреть возможность размещения спортивного объекта в других частях города.

 Общественники получили ответ, что все уже утверждено, включая само место расположения стадиона, и ФИФА не допустит никаких изменений. Однако под давлением общественности руководство города и области имитировало некоторые действия по поиску других площадок…

 

— Почему вы молчали в этот момент?

 — В начале 2012 года я был приглашен в кабинеты высоких начальников, где мне объяснили, что из-за моих непродуманных высказываний город может лишиться чемпионата мира по футболу.  Параллельно была организована кампания шельмования меня: мол, Пятикоп старается затащить стадион в свой округ, тем самым обеспечивая себе карьеру на долгие годы. И я дал обет молчания сроком на два года.

 Время прошло — и сегодня ситуация резко накалилась. Молчать больше не имею права.

 — А что вы говорили об альтернативных площадках для размещения стадиона?

 — Был проведен первичный анализ, рассматривались разные площадки: бывшего аэродрома Девау, территория между улицами Гагарина и Невского в районе ныне ликвидированной воинской части, участок у спорткомплекса «Янтарный» на Сельме… По разным объективным основаниям от них отказались.

 — Но были и ваши личные предложения…

 — Еще в бытность мэром Юрия Савенко, когда решался вопрос об акционировании «Балтики» и вхождении в состав ее акционеров «ЛУКОЙЛа», планировался новый стадион для обновленной команды. Президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов еще тогда согласовал место его размещения — в конце Советского проспекта, на выезде из города, напротив форта № 5 — на пересечении с Окружной дорогой.

 Я и сейчас остаюсь при этом же своем мнении: оптимальной площадкой для размещения стадиона является именно территория в конце Советского проспекта.

 Первое — требования ФИФА. Размер участка под стадион и инфраструктуру должен быть не менее 8 гектаров. На этом месте есть 51 гектар.

 Второе — наличие железной дороги. Там проходит ветка на Светлогорск: стройте терминал — и все готово для станции.

Третье — подъездные пути. Оптимальное место с подъездом с четырех сторон: с Советского проспекта, Окружной, Люблинского шоссе и Светлогорска и Зеленоградска.

 Четвертое — рядом находится аэродром Чкаловский, который в дни проведения чемпионата может использоваться для приема гражданских самолетов. Добавьте сюда порт Балтийска, куда может быть пришвартован не один туристический лайнер в качестве плавучей гостиницы.

 — Так был ли тот самый запрет ФИФА на перенос стадиона?

 — Это не более чем сказки Чкаловского леса. Например, та же Самара после объективного изучения ситуации легко перенесла место строительства стадиона с болота на другой участок. И это не вызвало никаких нареканий ни ФИФА, ни Роскомспорта, ни других федеральных ведомств.

 — А кто сегодня руководит подготовкой к проведению калининградского этапа чемпионата мира по футболу 2018 года, кто несет персональную ответственность?

 — Вопрос интересный. Все вместе — и никто конкретно. Несет ответственность губернатор — как руководитель региона. Однако никто не отменял постановления правительства РФ, которое утвердило местом строительством стадиона остров Октябрьский, а значит — отвечает и министр спорта России Виталий Мутко.

 Идем далее. Имеется два равноценных вице-губернатора: Александр Рольбинов (отвечает за инфраструктуру) и Константин Суслов (отвечает за исполнение ФЦП). Подконтрольные им ведомства напрямую связаны с проектированием и строительством стадиона. Да, еще министр физкультуры и спорта Олег Косенков.

 — А городские власти?

 — Да, ответственность несет и глава города Александр Ярошук. Но персонально отвечает его заместитель, председатель комитета архитектуры и строительства Артур Крупин.

 Кроме того, у нас есть целый зам главы города по подготовке к ЧМ-2018 Сергей Воропаев.

 Но и это не все. Депутатов горсовета Калининграда убедили в необходимости создания некоммерческого партнерства по подготовке к чемпионату мира по футболу. Эта структура потребляет на свое содержание 5 млн рублей средств налогоплательщиков в год, им выделили несколько кабинетов на 3-м этаже мэрии…

 — А что они делают?

 — До сих пор не можем понять. Коллеги поддержали меня, потребовав от «патнерства» отчитаться о работе на ближайшем заседании городского Совета. Кроме того, в правительстве Калининградской области создана своя дирекция — ее возглавил экс-министр строительства Сергей Майоров.

 —  Ну, рассуждать со стороны всегда проще… А вы бы сами могли возглавить этот процесс? Хотя бы на уровне города.

 — Александр Ярошук дважды предлагал мне должность своего зама по подготовке к чемпионату мира, но я отказался. И не потому, что не готов или квалификации не хватает. Нет. Созданная система управления процессом нежизнеспособна. Руководитель полета должен быть один — и не ниже чем в статусе первого вице-губернатора. Иначе не преодолеть межведомственные барьеры и барьеры между уровнями власти.

 — Вот на днях министр спорта Виталий Мутко, видимо осознав невозможность уложиться в установленную президентом смету в 15,2 млрд рублей, срочно предложил реконструировать стадион «Балтика», а Николай Цуканов — отказался. Что скажете?

 — Что касается реконструкции стадиона «Балтика» под ЧМ-2018, я полностью согласен с губернатором Николаем Цукановым. Ни по каким нормам объект не проходит. В теории нужно снести несколько десятков домов в центре Калининграда, включая здание самой администрации области, и построить подземный город для паркингов.

И вообще: где в мире вы видели в последние годы, чтобы стадионы строили в центре городов, в перенаселенных районах? ЮАР, Бразилия, да и «Открытие Арена» «Спартака»  в Москве…

 Стадионы строят на окраинах и рядом с крупными транспортными развязками.

 Думаю, Виталия Леонтьевича смутили не только затраты на строительство стадиона на острове, но и временной фактор. Необходимо спроектировать и построить как минимум еще один мост через Преголю — со всеми развязками. Несерьезно даже обсуждать использование списанной бундесвером временной понтонной переправы, по которой сегодня на Октябрьский завозят песок.

 — Кто же будет крайним в этой ситуации? Похоже, им сделают губернатора?

 — Поиск крайних и стрелочников уже начался. Все начали кивать друг на друга — через СМИ. Пострадавшими будут население города и области. Срыв проекта не добавит авторитета региону.

 К чести губернатора стоит сказать, что, видимо, он готовит и запасной вариант размещения стадиона — и именно в том месте, где я предлагал, где планировал «ЛУКОЙЛ».

 Судите сами: за счет областного бюджета заканчивается строительство электроподстанции «Чкаловская-2». Ее мощности с лихвой хватит для обеспечения грандиозного строительства. Продолжается реконструкция Северного обхода (окружной дороги), городским властям поставлена задача до конца следующего года разработать и пройти экспертизу проекта реконструкции Советского проспекта от улицы Борзова до аэродрома Чкаловский.

 Участок предполагаемого строительства газифицирован, а газовая котельная Чкаловска работает лишь на треть своей мощности. Протянута третья нить напорного коллектора (канализации) до улицы Рыбников. Подготовлены резервные скважины для водоснабжения. Станция водоподготовки в Чкаловске мощностью 6 000 кубометров в сутки сегодня загружена лишь наполовину. То есть коммунальная инфраструктура уже имеется — и с запасом.

 Кстати, федеральные ведомства к весне следующего года полностью реконструируют аэродром. Заканчиваются проектные работы по реконструкции улиц Ломоносова, Первой Окружной, Катина.

 Сам же проект строительства стадиона сделан по уму, остается привязать его к новому месту. Мы сможем уложиться в сроки — и по заявленной президентом России стоимости.

 А посему я уверен, что для успеха общего дела Виталию Леонтьевичу, Николаю Николаевичу, Александру Георгиевичу, чиновникам разных уровней стоит собраться вместе и принять взвешенное решение в интересах жителей Калининграда, области, России. Пока не поздно.

По материалам газеты «Тридевятый регион»

О авторе: adminzrfm

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>